• Наши маленькие ученики

Три причины, по которым не получается прийти на Причастие. Беседа с родителями воскресной школы

«Какова наша вера в Господа, если Он пребывает там, в храме, в алтаре, а мы проходим мимо храма и не причащаемся? Господь – не в наших представлениях о Нем, а в Таинстве Причащения, благодаря которому мы действительно соединяемся с Ним. Чтобы слова о Христе не остались для нас далеким идеалом, какой-то другой реальностью, параллельной нашей повседневной жизни, — нужна наша жизнь во Христе».
        25 марта 2018 г. в воскресной школе нашего храма состоялась беседа с родителями детей о Причащении и Исповеди. Во время беседы мы обсуждали три причины, по которым не получается прийти исповедаться и причаститься.

Самая главная причина: не совсем понятно, для чего нужны Причащение и Исповедь.

По этой причине и на беседу пришли, в основном, те родители, которые и так регулярно причащаются и исповедуются. А из тех, кто редко приступает к этим Таинствам, пришло всего несколько человек.

Для чего нужно Причащение? Нашу беседу мы начали с обсуждения слов Евангелия: Господь «сказал: “Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Тела Моего и пить Крови Моей, то не будете иметь в себе жизни. Кто ест Мое Тело и пьет Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я — в нем, и Я воскрешу его в последний день”. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин 6: 53…67).

Как много и сейчас среди нас людей, которые веруют во Христа как в Бога, но «не ходят с Ним», не соединяются с Ним в Таинстве Причащения Его Тела и Крови. Вера есть у каждого из нас – заходящих в храм, отдающих своих детей в воскресную школу, – а верность Его словам есть не всегда.

Верные – именно так называли христиан еще в древней Церкви. Если оглашенные – люди, только готовившиеся креститься и стать христианами, молились за богослужением только до начала Таинства Причащения, то все верные, крещеные люди оставались и причащались Тела Христова.

В каждой частице хлеба и вина, которые вкушают верные на литургии – Весь, Воскресший Христос. И в Нем мы причащаемся той вечной жизни, Которой Он уже сейчас живет. Сам Христос – вот та духовная пища, которая только и дает нам силы быть христианами. Христос – не в наших представлениях о Нем, а в Таинстве Причащения, благодаря которому мы действительно соединяемся с Ним.

Один священник рассказывал, как какой-то человек, потерявший веру, спросил у него:
— Говорят, что в храме, в алтаре на престоле, хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми (и всегда пребывают на престоле). Ты ведь в это не веришь?
— Верю, — ответил священник.
— Но твои прихожане не верят? — спросил человек.
— Нет, они верят в это.
— Так значит, они никогда не уходят из храма?
— Нет, у них же семья, работа.

И тут человек воскликнул: «Если бы я верил, что Господь и Бог находится в Святых Дарах на престоле в алтаре, куда мы было бы идти? (А ты уходишь.) Значит, ты не веришь».

Конечно, такая позиция этого человека – это максимализм; сам он, на деле, не пробовал совмещать выполнение своих повседневных дел и духовную жизнь в Причащении и посещении храма. Но этот разговор заставляет задуматься, какое же сокровище у нас есть – Тело и Кровь Христовы! Этот разговор заставляет задуматься: какова наша вера во Христа, если Он пребывает там, в храме, в алтаре, а мы проходим мимо храма и не причащаемся?

Сын Божий пришел в мир не для того, чтобы просто дать учение и заповеди, не для того, чтобы спасти абстрактное «человечество». А для того, чтобы каждый мог соединился с Ним, а значит, мог покаяться и измениться. И чтобы каждый мог воскреснуть и телесно тогда, когда Христос придет на землю во второй раз.

Насколько мы готовы к своему воскресению и встрече со Христом? Во время нашей беседы мы обсуждали те грехи, которые есть и у наших детей, и у нас самих (просто проявляются они в разных жизненных ситуациях).

Например, «я боялся не быть «как все» и стеснялся вести себя по-христиански», «я лукаво вел себя с другими людьми, притворялся (так как хотел от них что-то получить или зависел от них)», «я хотел, чтобы человеку было больно, как и мне было больно из-за него», «я хотел, чтобы все окружающие обращали на меня внимание; чтобы я высказывался, а все меня слушали», «я превозносился, что умнее, сильнее или праведнее других: «Я-особенный, я-не как другие»»…

Войдем ли мы с этим «багажом» в Царствие Небесное? А ведь с этим «багажом» мы живем и не видим необходимости в покаянии и Исповеди…

Может быть, нас останавливает страх признать свои недостатки? Но нужно подчеркнуть, что подготовка к Исповеди и сама Исповедь – это не только «вспашка» своей души и «серьезный разговор», но и радость очищения.  В темные глубины своей души мы можем, можем сойти, потому что свет Христов будет с нами в этом испытании… (см.: митр. Сурожский Антоний. Живое сердце // Итоги жизни)

Итак, чтобы слова о Христе не остались для нас далеким идеалом, какой-то другой реальностью, параллельной нашей повседневной жизни, — нужна жизнь во Христе.

Чтобы те слова о Христе, которые слышат наши дети в воскресной школе, не показались им нежизнеспособными; чтобы после выпуска из воскресной школы лет в четырнадцать дети не выбросили, с облегчением, свои воскресные тетради, нужно приобщать детей к Причащению и (лет с семи) к Исповеди. Родительские проекции («мы не очень близки к Богу, к Церкви, но пусть хотя бы дети наши будут ближе») “не работают”. “Работает” только родительский пример.

И ведь как это радостно: вместе стоять в храме, вместе «дышать» благодатью литургии, пить из одной Чаши и жить одной жизнью во Христе (см.: прот. П. Великанов. Школа веры)!

***

…Если есть главное: сердечное желание быть единым со Своим Господом, то все остальные причины, по которым не получалось прийти исповедаться и причаститься, становятся решаемыми. По большому счету, эти причины уже второстепенны. И все же, о них тоже нужно поговорить.

И вторая причина редкой Исповеди и Причащения заключается в том, что у человека нет времени;  нет единомышленников в семье. Понятно, что время, которое выделяется человеком для литургии, это, чаще всего, время на досуг. Но человек, который вкусил радость и благодать Причащения и черпает свои душевные силы в этом соединении со Христом, уже не захочет предпочесть такому «утешению» те утешения меньшего порядка, которые обычно дает ему досуг. Реже, но бывает возможность и отложить или растянуть какие-то бытовые и домашние дела ради регулярного участия в Исповеди и Причащении. В любом случае, участие в литургии – это вопрос приоритетов: чему в первую очередь человек хочет и, поэтому, находит возможность отдать свое время.

Многие родители (матери) говорили о том, что они очень хотели бы чаще причащаться и исповедаться, но неверующий супруг не понимает их «увлечения» и хочет, чтобы выходной день супруга проводила с семьей. В этом случае духовно опытный священник о. Василий Ермаков советовал, по возможности, вставать раньше других членов семьи и ходить на раннюю литургию, чтобы оставшийся день провести с семьей. Такая ранняя молитва (и Причащение!) многим людям дает на удивление большой заряд радости и духовных сил для дел, не смотря на ранний подъем. Впрочем, бывает и так, что к вечеру у раннего молитвенника, напротив, сонное состояние и в 8 вечера уже нет сил ни с кем общаться. Поэтому для кого-то Причащение на ранней литургии может быть «решением вопроса» только периодически (но и это – уже решение).

Было бы хорошо поговорить с неверующим супругом (или с супругой) о том, что «для меня богослужение, Исповедь и Причащение – не просто обряд, а стержень моей веры, радость соединения со Христом, источник моих добрых и сильных поступков, наряду с любовью к тебе и детям; для меня это очень важно, это часть моей жизни» и попросить о том, чтобы в какие-то недели семья проводила досуг так, как приятно и понятно одному супругу (дача, встреча с друзьями,…), а какие-то – так, как радостно для другого (богослужение). В идеале – попробовать совместно прийти на литургию. Но если взаимопонимания достигнуть не удается, то, возможно, лучше будет, ради сохранения мира в семье, пойти навстречу и реже (но, все же, обязательно регулярно) ходить на Исповедь и Причащение.

Третья причина, по которой не получается прийти исповедаться и причаститься – это возникновение различных препятствий накануне Причащения. Во-первых, это ссоры, раздражение и другие различные грехи, которые отягчают нашу совесть и помрачают наше горение ко Христу накануне Причащения. Конечно, вину за эти прегрешения никто с нас не снимает, но нужно понимать, что препятствия накануне Причащения возникают не случайно, а возникают как искушения от бесов, которые всячески препятствуют соединиться нам со Христом. Поэтому нужно признать перед Господом свои немощи, исповедать их на Исповеди, которая всегда бывает в день Причащения (или в предыдущий день, накануне) и без лишних сомнений Причащаться.

Во-вторых, это неожиданно возникающие в день литургии житейские дела, ради которых мы уже (в очередной раз) подумываем отложить поход на литургию. Или, с вечера, бессонница, или откладывание чтения молитв ко Причащению до глубокой ночи, которое сокращает нашу решимость вставать утром на службу.  В этом случае один, два, три раза придется проявить волю и решимость быть с Господом и прийти исповедаться и причаститься во что бы то ни стало, и в последующие разы подобные искушения будут возникать уже реже. А молитвенное «Последование ко Св. Причащению») можно, например, читать по частям в течение нескольких дней перед Причащением.

***

Господь любит нас и от нас тоже ждет верности. Теплохладность плоха в любом деле.  Тем более наши отношения с Богом как могут быть без горящего сердца?  Господь призывает всех: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:4-5).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *