• Наши маленькие ученики

Адамово изгнание. Прощёное воскресенье.

26 февраля — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.


В последнее воскресенье перед Великим постом Церковь вспоминает о главной трагедии в истории человечества — изгнании Адама из рая.
Адам и Ева были изгнаны из рая за непослушание Богу, за то, что сделали выбор в пользу своеволия и гордыни — и этим лишили себя райской гармонии жизни, стали смертными.
Последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), а также Прощеным воскресеньем. В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.
Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжественно и радостно: начинается весна постная, весна духовная!
Этот обряд высочайшего смирения пришел к нам из древности. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости».
Суть обычая просить прощение в конце масленицы – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.
Если человек, которые просит у вас прощения в Прощеное воскресенье, ничем вас не обидел, все равно ответьте ему традиционно. В этом не будет лжи. Словами «Бог простит, и я прощаю» мы как бы авансом даем человеку понять, что никакая обида не сделает нас с ним врагами, что мы способны к прощению.
В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить все накопившееся. При этом священники сами подают добрый пример и первыми просят у своей паствы прощения. С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и стараться никого не осуждать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *